13:46 

Адели)

Angel Ren
Лишь творчество делает человека свободным!
Про нее не снимают кино и не пишут стихов и песен. Есть правда несколько книг.




П. Загребельный "Евпраксия", Е. Арсеньева "Жертва Вечерняя", Казовский "Месть Адельгейды", и, наконец "Рыцари Христа" А. Сегеня (публиковалась под псевдонимом Октавиан Стампас), моя любимая.
В то же время, ее судьба трагичнее и интереснее, на мой взгляд, судьбы Маргариты Наваррской или Роксоланы, о которых вспоминают везде и постоянно.

Евпраксия Всеволодовна (в западноевропейских источниках: Адельгейда, нем. Adelheid, Пракседа, лат. Praxedis; 1069/1071 — 9 июля 1109) — дочь Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха, вторая жена императора Священной Римской империи Генриха IV.
Биография

Попала в Германию между 1083 и 1086 гг. как невеста Генриха Штадена, маркграфа Саксонской Северной марки (с которым русские князья имели традиционный союз), после его смерти (июнь 1087) вышла замуж за императора (неизвестно, был ли этот брак политическим). В начале осени 1088 года Евпраксия в качестве «нареченной» Генриха IV пребывала в монастыре в Кведлинбурге под опекой аббатиссы Адельгейды, сестры императора. 14 августа 1089 года магдебургский архиепископ Гартвиг в Кёльнском соборе венчал 39-летнего Генриха IV и 18-летнюю Евпраксию, после обращения в католичество принявшую имя Адельгейда (Аделаида). Коронация королевы Адельгейды произошла вскоре после Рождества 1089 г. в Кёльне. Охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы, на фоне ожесточенной борьбы за инвеституру.

В том же году, благодаря удачной дипломатии римского папы Урбана II, противники Генриха IV заключают политический и военный союз — 43-летняя Матильда Тосканская вступает в брак с 17-летним Вельфом V.

В марте 1090 года Генрих IV возвращается в Италию, чтобы вмешаться в борьбу между Климентом III и Урбаном II и продолжить войну против Матильды. В апреле 1090 года Генрих IV прибыл в Верону, куда чуть позже перебрался и его двор. Исключая короткий период жизни в Падуе (январь — август 1091 года) Евпраксия вплоть до 1093 года оставалась в Вероне, где в 1092 году умер её новорождённый сын и происходят основные события осложнения отношений с Генрихом.

Накануне Пасхи 1091 года Генрих IV захватил после длительной многомесячной осады Мантую, которую оборонял граф Вельф. С весны 1092 года Генрих IV осаждал крепость Монтевельо, но в октябре вынужден был от неё отступить, повернув своё войско в сторону Каноссы. Здесь фортуна окончательно отвернулась от императора — в октябре 1092 года Генрих IV потерпел поражение под стенами Каноссы, города Милан, Кремона, Лоди, Пьяченца заключили оборонительный и наступательный союз против императора и взяли под свой контроль альпийские перевалы так, что на этот раз Генрих оказался отрезанным от Германии, вынужден был вернуться в Венецию и в течение трех лет, с 1093 по 1096 год, не мог вернуться в Германию. Его сын Конрад в 1093 году примкнул к Папе и его сторонникам и в Милане был возведен на трон короля Италии.

Будучи фактически узницей в Вероне, Евпраксия бежит оттуда (в конце 1093 года) под покровительство папы римского. У стен Вероны её встретил отряд во главе с Вельфом V и успешно доставил ее в Каноссу к Матильде Тосканской. На церковном соборе в Констанце (апрель 1094) и на синоде в Пьяченце (март 1095) Евпраксия свидетельствовала против Генриха, обвинив его в принуждении к супружеским изменам, в частности, к сожительству со старшим сыном Конрадом, а также обвинила императора в оргиях и сатанизме. Папа Урбан II вновь предал Генриха анафеме. Жалоба Евпраксии была признана справедливой и она получила отпущение грехов.

Некоторое время после этого Евпраксия жила в Италии, по-видимому при дворе Конрада. Но около 1096-1097 г., как полагают, она отправилась в Венгрию, «где у неё было много родственников», но там не задержалась и около 1099 года вернулась в Киев, где после смерти мужа в августе 1106 года постриглась в монахини (6 декабря 1106 года) и умерла в 1109. Похоронена в Печерском монастыре.

Уму непостижимо, сколько пришлось пережить женщине, вся вина которой была в том, что в мужья ей достался мерзавец. Это каким же гадом надо быть, чтобы их церковь даже без его согласия развела - это в те-то времена! Единственный, кто относился к Адели по человечески, видимо, был Конрад, сын мужа. У такого отца - такой сын, надо же! Впрочем, это в истории не редкость и очень хорошо.
Из романа А. Ладинского "Последний путь Владимира Мономаха":
"Евпраксия чувствовала, что молодой граф не презирает свою мачеху, несмотря на всю мерзость, в какую ввергли ее люди. Императрица видела это по его почтительным взглядам. Когда они остались вдвоем на дороге, потому что итальянский паж стал осматривать ногу своего споткнувшегося коня и оба рыцаря тоже слезли со своих жеребцов, чтобы достойным образом обсудить этот интересный случай, она тихо спросила спутника:

Конрад, что ты думаешь обо мне?

Граф ответил не сразу, очевидно, не хотел отделаться пустячной фразой. Он окинул долгим взором голубые холмы на краю неба и замок на горе, уже ставший розоватым от лучей солнца, приближающегося к закату. Может быть вспоминая какие-нибудь примеры из священного писания, он вдруг ответил по-книжному:

- Жертва вечерняя

Она не поняла, что он хочет сказать, и переспросила:

- Не презираешь ли ты меня?

Из женской стыдливости и гордости Евпраксия никому не рассказывала о том, что ей приходится переживать по воле своего безумного супруга. Только значительно позднее, уже будучи не в силах нести в одиночестве страшное бремя, императрица открылась на исповеди духовнику в непотребстве своей жизни. Однако она страшилась, что многим известно ведь людей нельзя заставить молчать, в каких ужасных пороках она невольно принимала участие. Должен был слышать об этом и Конрад.

- Не презираю, - наконец промолвил он. - Как брошу в тебя камень, когда, может быть, и я нахожусь во власти сатаны? В императора вселился бес. Я говорю тебе, как нежно любимой сестре: беги из этого ада, или ты погубишь свою душу навеки.

- А ты?

- Он отец мне. Куда мне бежать от него? Я наследую престол.

- Мне тоже некуда бежать...."
Да, это было так... Но все-таки убежала, умничка. И добилась свободы. Правда ничего на этой свободе, кроме презрения , не получила, только и смогла, что в монастыре себя заживо похоронить. Вот и все счастье.... Жаль.

URL
   

Дневник Angel Ren

главная