Любовь сквозь войну. Книга, потерянная в детстве...
В журнале "Подвиг" в 1983 году (№ 6) был опубликован роман сербского писателя Велько Ковачевича "Бела". В оригинале Veljko Kovačević "HUMKA". До этого, в 1981, он, говорят, публиковался в сокращении в журнале "Иностранная литература". Когда-то он произвел на меня очень сильное впечатление, теперь все мечтаю отыскать в сети, хоть в переводе Сахарова, хоть на языке оригинала, но пока совершенно безуспешно. А в восьмом классе я даже писала на него глуповатые и кривоватые стихи:
читать дальше
На самом деле, сюжет был довольно прост, хоть донельзя романтичен. Прошу прощения, если в моем пересказе будут некоторые неточности - столько лет прошло.
Место действия - деревня где-то в Сербии (кажется), оккупированная итальянскими фашистами во время Второй Мировой Войны. Около нее, в лесу - партизанский отряд. Однажды туда приходит тяжело раненый парень, который хочет срочно видеть командира отряда. Ядран (такое у командира имя), пытается с ним поговорить, но парень умирает, успев назвать свое имя - Игор, и рассказать о некоем месте, где на поляне около леса что-то закопано, но что именно, сказать не успевает. Друзья говорят Ядрану, что нельзя опрометчиво верить незнакомцу, глупо идти искать, что там закопано. А может, там вообще бомба, например и этот Игор хотел предупредить, чтобы туда не совались. Но Ядран - парень смелый, он отправляется в указанное место и находит там железную банку с запиской, в которой ценные сведения о дислокации фашистов в деревне.
Под запиской подпись "Бела" и приписка о том, что такие же письма будут здесь оставляться и в будущем. Поначалу Ядран и его отряд подозревают провокацию, но вся информация неведомого помощника подтверждается. Помощник Ядрана (имя забыла, на букву "С"), несколько раз устраивал засады на поляне, но неведомая Бела не приходила в эти дни, как чувствовала. Благодаря одному из ее писем, партизанам удается подкараулить момент, когда фашисты перепьются по случаю какого-то праздника и захватить деревню без потерь. Все в отряде уже уверены, что "Бела" - это не имя одного человека, а название мощной организации, потому, что откуда бы одному человеку все про итальянцев знать? Но помощник Ядрана ходит по освобожденной деревне и каждую встречную девушку окликает: "Бела!" , так что скоро все местные жители говорят об этой истории с записками.
Потом помощник наконец встречает одну девушку, которую раньше не видел и она машинально оборачивается на его оклик. С девушкой этой односельчане не здороваются и даже домашние не хотят разговаривать с ней, так как во время оккупации она встречалась с итальянскими офицерами. Арестовав Ольгу, Ядран чисто интуитивно понимает, что Бела - это и впрямь она. Ольга сначала не доверяет Ядрану, но постепенно рассказывает ему, что добывать у фашистов сведения и передавать их партизанам ее убедил Игор, которого она любила.
Понимая, сто фашисты скоро вновь займут деревню, Ольга хочет уйти в партизанский отряд, но Ядран убеждает ее остаться и продолжать то, что она делала, несмотря на то, что Игор погиб. Постепенно Ядран влюбляется в Ольгу, но она воспринимает его только как друга.
В деревню входят вражеские войска. Все жители прячутся по домам и лишь одна Ольга встречает фашистов с цветами. Красивой девушке так легко подслушивать разговоры офицеров и солдат, входить в доверие и все высматривать... Снова Ольга ловит на себе ненавидящие взгляды односельчан. Но зато и Ядран вновь получает записки от Белы.
Среди пришедших в деревню оккупантов выделяется интеллигентный сероглазый Анжело Дости. Он не пьет, не ругает местное население и всегда старается помочь старушке вытянуть из колодца ведро. В результате о нем в селе более-менее положительное мнение, не такое, как об остальных итальянцах. Анжело сближается с Ольгой, убеждая ее, что ему противен фашистский режим и он с радостью перешел бы на сторону местных партизан, если бы отыскал их.
У него такие грустные глаза и он так красиво ухаживает, что Ольга сама не замечает, как влюбляется в него. Они начинают встречаться. Ольга показывает ему даже те любимые места, где когда-то гуляла с Игором.
Девушка так умудряется рассказать Ядрану об Анжело, что тот тоже начинает доверять итальянцу. Они не подозревают, что Дости - агент гестапо, задание которого - отыскать неведомую "Белу".
В итоге девушка рассказывает любимому все про себя и еще про партизан в придачу. Кончается плохо - многие партизаны попадают в руки фашистов, их допрашивает лично Анжело. Ольга, оказавшись в отряде, не подозревает об этом и ждет, что Анжело вот-вот придет к ней.
Ядрану удается поймать предателя-итальянца. От лично расстреливает Анжело, но Ольге об этом по прежнему ничего не известно. Перед смертью Дости говорит Ядрану, что Ольга ни в чем не виновата...
Тем не менее, партизаны принимают решение судить и казнить Ольгу, ведь она выдала врагу много людей, пусть даже невольно. Приговор подписан, но ни у кого не хватает духа привести его в исполнение. В конце концов, Ядран сжигает приговор на свечке, решив простить Белу. Но воевать рядом с ней день заднем Ядрану все тяжелее, ведь она все время говорит и думает об Анжело, а Ядран никак не может решится сказать ей правду. Только когда ее смертельно ранят, командир отважится на откровенность, но девушка скажет, что... она давно знала это, так как прочла однажды забытый Ядраном дневник. Но несмотря на то, что она очень переживала обман и предательство Анжело, все равно продолжала его любить, даже и после его смерти. Ядран понял, что выживет Ольга, или нет, он никогда не сможет занять в ее сердце место Игора и Анжело....