В школьные годы больше всего любила писать сочинения по теме сравнительного анализа героев разных произведений. Онегин и Печорин, Обломов и Раскольников и т.д. и т.п. Что различного и, главное, что общего. Такие сравнения находила, что сама удивлялась. Вот, решила вернутся к хорошей старой привычке.
Вообще, героев "Огнем и мечом" с кем и чем только не сравнивали. Кажется, даже с цветами и животными. А я теперь, благодаря тесту "Кто вы в трилогии Сенкевича", знаю, кому из друзей доверять можно, а кому не очень (шутка). И что есть у меня рядом и хулиганистый Кмитиц, и кокетливая Ануся, и грозный Хмельницкий, и надушенный-напышенный Богуслав. Что то в этом и впрямь есть, но речь о другом.
Есть у меня еще один любимый роман с детства. Тоже история, братья-славяне, мрачные замки, пышные платья, подвиги, панночка с косами и любовный треугольник. Это весьма атмосферное произведение принадлежит перу Владимира Короткевича и называется "Дикая охота короля Стаха"
Для тех, кто не в курсе, маленькая аннотация:
Действие повести происходит в конце XIX века. Молодой ученый-фольклорист Андрей Белорецкий, сбившись с пути во время бури, попадает в родовой замок Яновских — Болотные Ялины (Болотные Ели). Его принимает хозяйка замка, Надея Яновская, последняя представительница своего рода. Она рассказывает Белорецкому, что род Яновских проклят из-за предательства, совершённого её предком, Романом Старым, на двадцать поколений. Надея — представитель двадцатого поколения, она ожидает скорой смерти, с которой прекратится и род Яновских. Она рассказывает о призраках, появление которых предвещает её гибель — Дикой охоте, Малом Человеке, Голубой Женщине.
Белорецкий остаётся в замке, чтобы защитить Надею и распутать клубок событий. Он видит Малого Человека — существо небольшого роста с очень длинными пальцами, которое заглядывает в окна по ночам; Голубую Женщину, сошедшую со старинного портрета, на которую Надея очень похожа. Постепенно Белорецкий знакомится и с остальными жителями — родственниками Яновской: Свётиловичём, Бёрманом, Дуботовком, охотником и следопытом Рыгором. В один из вечеров на болоте его преследует Дикая охота — группа молчаливых всадников на конях, которые скачут бесшумно, свободно передвигаются по трясине, делают огромные прыжки и оставляют следы старинных подков. Белорецкий чудом успевает укрыться в замке и с удвоенной энергией продолжает поиски людей, скрывающихся за Дикой охотой. Вместе с Рыгором они раскрывают тайну гибели отца Надеи, загнанного в болото Дикой охотой за два года до приезда Белорецкого. Постепенно они раскрывают и тайну Дикой охоты — её организовал Дуботовк с целью довести девушку до сумасшествия или смерти и завладеть замком. Все всадники подкараулены и убиты местными мужиками. Исчезают и призраки замка: Малый Человек оказывается слабоумным братом Бермана, которого Берман выпускал из потайных коридоров, а Голубая Женщина — самой Надеей, которая бродит по замку в сомнамбулическом сне...
Казалось бы, общего с "ОиМ" и с Трилогией вообще немного. Но почему-то именно героев Короткевича мне с Сенкевичем сравнить захотелось. Итак, прошу прошения, если кого-то оскорблю, но по моему, можно провести с небольшой натяжкой такие параллели:
читать дальше1. Елена Курцевич - Надея Яновская
Цитаты из произведений:
"из-под куньей шапочки глянули на него такие очи, каких, сколько жив, он не видывал: черные, бархатные, печальные, и такие переменчивые, такие жгучие, что глазки Ануси Борзобогатой при них померкли бы, как свечки при факелах. Над очами теми изгибались двумя мягкими дугами шелковые темные брови; румяные щеки цвели, точно цветки прелестнейшие, меж слегка приоткрытых малиновых губок сверкали жемчугами зубки, а из-под шапочки струились роскошные черные косы. "Уж не Юнона ли то собственною персоной или другое какое божество?" - подумал наместник, созерцая стройный этот стан, округлые перси и белого сокола на плече."
"Маленькая ростом, худенькая, тоненькая, как веточка, — она была слабой, словно стебелек полыни на взмежке… волосы были золотистые, пышные и удивительно красивые… Черты лица были выразительные, резко очерченные, такие правильные, что сгодились бы в качестве образца даже великому скульптору…. Передо мной была необычная девушка, красивая удивительной, с примесью безумия, красотой. Ух, какая это была красота!!! Это была красота неземная, замученная, с горькими устами и огромными сухими глазами."

Интересно, что в фильмах-то все наоборот. Елешка - блондинка, а Надейка - темненькая. Но не в этом суть. Обе девушки рано осиротели, у обоих неприятные опекуны-родственники, женихи, которых они ненавидят и боятся и обе они влюбляются с первого взгляда в рыцарей, попавших к ним в гости неизъяснимым образом, совсем и не собиравшихся приезжать. Можно сказать, Яна с Еленой знакомит застрявшая в грязи повозка, а Белорецкий сам попадает в трясину и спасается благодаря близости Надейкиной усадьбы. Обе робкие и хрупкие красавицы оказываются весьма решительны, когда их к этому принуждают обстоятельства. Побег Елены из Разлогов по-моему можно сопоставить с решимостью Надейки открыть дверь Андрею даже страшась призраков. Есть, конечно и разница. Надейка - отчаявшаяся, затираненная девочка, не верящая больше в добро и любовь и мечтающая в 18 лет о скорой смерти, хоть ее и опасающаяся.
"- Ваши лживые книги пишут, что это огромное таинство, счастье и свет,
что человек, когда оно приходит, а другой не любит, убивает себя.
- Да, - ответил я. - Иначе не было б ни женщин, ни мужчин.
- Лжете. Люди убивают не себя, а других, они выпустили на землю тысячи
привидений. Я не верю, я никогда не чувствовала этого, значит, его нет. Я ни
к кому не хочу прикасаться - я хочу спрятаться от каждого. Я никого не хочу
"целовать", о чем так много и странно пишут ваши книги, - люди кусаются.
Она поглубже закуталась в шаль и сказала:
- На земле царит смерть. Это я знаю. Я не люблю, когда лгут о том, чего
никогда не было на земле."
И целая вечность понадобится Белорецкому, чтобы успокоить и развеселить испуганные Надейкины глаза. Елене, как мы знаем, все же везет больше.
2. Богун - Алесь.
" При свете месяца он увидел глаза, глядевшие дерзко, вызывающе и вместе с тем насмешливо.
Страшные очи эти светились, точно волчьи глазища в темном бору.
"Это еще что такое? - подумал наместник. - Бес или кто?"
"Он был бы красив, если б не чрезмерная бледность, впалость щек и если б не выражение какого-то необъяснимого озлобления на плотно сжатых губах. Наибольшего внимания на этом желчном, красивом лице заслуживали огромные черные глаза с водянистым блеском, но они были такие безжизненные, что становилось не по себе."

Неудачливые и мстительные женихи с диким, необузданным нравом. Имеют славу первых в окрестностях забияк. С первой встречи не терпят положительных возлюбленных главных героинь. Еще два отрывка для сравнения:
" Поручик вспылил и вместо ответа ударил ногой лошадь противника так сильно, что та заржала и отскочила на другую сторону дороги
Всадник осадил ее и, казалось, готов был броситься на поручика, но в эту минуту раздался повелительный голос старой княгини:
-- Богун! Что с тобой? …
Скшетуский был удивлен и рассержен. Этот Богун, очевидно, искал с ним ссоры, но почему? Откуда эта неожиданная напасть?
В голове его промелькнула мысль, что в эту игру замешана княжна, а взглянув на нее и увидев, несмотря на сумерки, ее испуганное и бледное, как полотно, лицо, он еще сильнее убедился в этом. …
… Скшетуский продолжал:
-- Скорее вы забудете меня для этого красавца... Он будет аккомпанировать вашему пению на своей балалайке.
-- Никогда, никогда! -- прошептала девушка-- Но берегитесь его: это страшный человек. "
"Я перехватил его руку и держал, как клещами.
- Ну...
- Ах ты! - процедил он.
- Панове, панове, успокойтесь! - с невыразимой тревогой воскликнула
Яновская. - Пан Белорецкий, не надо, не надо! Пан Ворона, стыдитесь!
Лицо ее было умоляющим.
… Он пробормотал какие-то слова и отошел в сторону. Я остался с Яновской.
- Боже мой, пан Андрей, я так испугалась за вас. Не стоит вам, такому
хорошему человеку, связываться с ним….Это опасный человек, человек с ужасной репутацией… И, возможно, это хуже для вас, что я стою рядом с
вами. Понимаете?"
А эта сценка из Короткевича сразу мне сразу Богуна с ножом за столом напомнила:
"Мерзавец! - гаркнул я, впадая в бешенство.
- Я?!
- Да, вы! - крикнул я так громко, что даже те, что спали, подняли
головы от стола. - Я заставлю вас заткнуть глотку.
Столовый нож просвистел в воздухе и плашмя ударился о мою руку. .."
Есть нечто общее, не правда ли? Алесь Ворона несколько раз пытается убить Белорецкого, к счастью, безуспешно. Но вот согласился бы Богун вредить Елене? Сводить ее с ума, пугать, склонять к самоубийству? Это вряд ли, он на такое не способен. Но Богун - лидер, а Ворона - ведомый по натуре, он просто подчиняется более сильной воле Дуботовка, вот и все. И, кроме того:
"Ворона не хотел вначале убивать Яновскую, хотя она и указала ему на дверь. Однако, после того как появился Светилович, согласился и он...". То есть, он был готов скорее убить ее, чем допустить, чтобы она досталась другому... Жесткая любовь, мстительная...
3. Адам Нововейский - Андрусь Светилович
Странное, казалось бы, сравнение, не из этой оперы, ну, да ладно.
"Молодой Нововейский очень изменился за последние годы; во-первых, на верхней губе и у него зачернели короткие усы, которые, хотя не закрывали ряды белых волчьих зубов, все же красиво вились. Во-вторых, хотя парень и всегда был высокого роста, но теперь он стал почти великаном. Казалось, что такая густая и всклоченная шевелюра только и могла удержаться на такой огромной голове, как у него, а такая огромная голова -- только на таких сказочных плечах могла найти должную опору. Лицо у него было смуглое, загорелое от ветра; глаза сверкали, как угли; на его лице была написана удаль и лихость. Когда он брал большое яблоко, он мог так спрятать его в своей огромной руке, точно его там и не было; а когда клал на колени горсть орехов и нажимал на них рукой, от них оставался только порошок. Все ушло у него в силу; а в общем он был худощав, со впалым животом, и только грудь у него была как каменная. это был здоровенный парень, в котором жизнь, здоровье, отвага и сила кипели так, как кипяток в котле. Казалось, у него -- огонь в груди, от которого он может вспыхнуть. Не прочь он был и выпить. В битву он шел со смехом, напоминавшим ржание коня, а рубился так, что солдаты после каждой битвы осматривали всех, кого он убивал, чтобы подивиться его необыкновенным ударам."
"Неподалеку от меня стоял худощавый, но, видимо, сильный молодой человек, светловолосый, с очень приятным и открытым лицом, одетый скромно, однако с подчеркнутой аккуратностью. Я не видел, откуда он появился, но он с первого взгляда понравился мне, понравилась даже мягкая аскетичность красивого большого рта и умных карих
глаз."

Такие разные - воин-шляхтич, веселый и задорный и элегически грустный недоучившийся студент, они, тем не менее схожи. Наивны, как дети, любят беззаветно, верят в лучшее до последнего. Даже когда уже подозревают, что рядом - нечестные люди, и то они верят. Нововейский - Азье, Светилович - Алесю. И эта вера их губит. Умирают они тоже оба словно с улыбкой, будто засыпают.
Как пылко влюбляется Адам! Как нежно чувство Светиловича...
"Дело в том, что я не знаю еще, как она посмотрит. Да это не так важно, поверьте... поверьте мне. Для меня это не важно. Мне просто хорошо с нею, и даже если она будет равнодушна - поверьте, мне все равно будет хорошо и счастливо жить на земле: она ведь будет жить на ней тоже. Она необыкновенный человек."
А вот это, собственно, то, чего Богуну с Алесем не хватило. Не каждый человек способен на такие слова, нет не каждый:
"Я не буду компрометировать ее. И вообще я буду нем. Вот вы танцуете с ней, а мне радостно. Беседует она с другим - мне радостно. Пусть только она будет счастлива. Но я вам искренне скажу. - Голос его окреп, а лицо стало, как у юного Давида, который выходит на бой с Голиафом. - Если я буду за тридевять земель и сердцем почувствую, что ее кто-то собирается обидеть, я прилечу оттуда и, хоть бы это был сам Бог, разобью ему голову, кусать буду, биться до последнего, чтоб потом лишь приползти к ее ногам и подохнуть. Поверьте мне. И вдалеке - я всегда с нею."
4. Заглоба - Дуботовк.
Здесь, наверное, чисто внешнее сходство. Описания Заглобы не нашла, а Дуботовк - вот он:
". Огромный живот, ноги в бедрах — словно окорока, невероятно широкая грудь, ладони будто ушаты. … И над всем этим сидела удивительно маленькая для такой туши голова с такими надутыми щеками, словно человек вот-вот прыснет от смеху. Длинные серые волосы делали голову правильно круглой, маленькие серые глазки смеялись, темные — в них меньше было седины — усы свешивались на грудь. Словом, собачник, провинциальный медведь, весельчак и пьяница — это сразу было видно.
Еще у двери он захохотал таким густым и веселым басом, что я тоже невольно улыбнулся".

Есть нечто общее, не правда ли? И речь, все эти шутки-прибаутки, этот юмор... Но вот характер разный, конечно. Ведь Дуботовк лишь притворяется этаким старым наивным весельчаком, а на деле оказывается главным злодеем романа.
5. Богдан Хмельницкий - Рыгор.
Ну, это сравнение уж мое чистое хулиганство. Просто их характеры мне показались похожими. Смелые и справедливые народные предводители. Бунтовщики, короче. И шляхтичей не любили, но к Скшетускому и Белорецкому, тем не менее, отнеслись хорошо и даже помогли.

6. Белорецкий - вне конкуренции!
Поначалу очень силен был соблазн сопоставить Андрея с Яном, но он совершенно другой. Главное, Белорецкий - не воин по роду занятий и натуре, хоть и не трус, и за любимую сражается отважно. Вот его поединок с Алесем Вороной...
"Я не выдержал, схватил его за щеки, припал лицом:
- Ворона! Ворона, проснись! Проснись же!
Дубатовк, мрачный и суровый, выплыл откуда то, словно из тумана. Он
начал суетиться возле лежащего, потом заглянул мне в глаза и расхохотался.
Мне казалось, что я сошел с ума. Я поднялся и, ошалевший, почти в
беспамятстве, вытащил из кармана второй пистолет. Мелькнула мысль, что очень
просто поднести его к виску и...
- Не хочу, не хочу я ничего больше!
- Ну что ты, парень, что, любенький, - услышал я голос Дубатовка. -
Ведь не ты его оскорбил, он нас с тобой хотел опозорить. Ничего, за тобой
еще два выстрела. Вишь ты, как тебя корчит! Это все с непривычки, от чистых
рук да совестливого сердца. Ну... ну... ты же не убил его, нет. Он только
оглушен, словно бык на бойне. Гляди, как ты его ловко. Отстрелил кусок уха
да еще и на голове кожу вспорол. Ничего, полежит с недельку - оклемается.
- Не нужно мне ваших двух выстрелов! Не хочу! - кричал я, как ребенок,
и чуть не топал ногами. - Дарю ему эти два выстрела!
Ворону подхватили мой секундант и еще какой-то шляхтич, у которого все
лицо состояло из огромного вздернутого носа и небритого подбородка. Они его
куда-то унесли.
- Пускай берет себе эти два выстрела!
Только теперь я понял, какой это ужас убить человека! Наверное, лучше
подохнуть самому...."
Вряд ли Ян Богуна стал так оплакивать. Или стал бы?
Вот, в общем, все, что я думаю об этих героях. И, сравнивая и не сравнивая, люблю их той особенной любовью, которая возможна лишь по отношению к героям книг, прочитанных в детстве...
Богун - герой романа С. Вилар "Ведьма и князь:
"
Я думала, мне одной кажется, что он похож на эту обложку... Нет, нашла в интернете, значит, до меня кто-то подметил.
Я думала, мне одной кажется, что он похож на эту обложку... Нет, нашла в интернете, значит, до меня кто-то подметил.
Такое ощущение, что прям с него рисовали. Шрамы такоие же, как у Домогарова в фильме "Графиня де Монсоро".
Ой, только вчера начала смотреть сериал. Да, симпатичный)))
С Короткевичем я уже знакома - послушала "Ладью Отчаяния" на белорусском и прочитала "Седую легенду". "Дикую охоту" читала с удовольствием, но, честно говоря, с трудом узнала Короткевича. "Ладья Отчаяния" и "Седая легенда" - такие философские, задумчивые произведения, где-то даже суровые. А в "Дикой охоте" изрядно сентиментальности присутствует, что не особо порадовало.
Но всё равно очень понравилось. Колоритная повесть - мрачные леса, топкие болота, тайны ) Такой белорусский вариант "Собаки Баскервилей" (хоть бы автор предупредил, что ли, чем он вдохновлялся)
Интересно, что у Короткевича "бешеные белорусы". Сразу же вспомнился Кмициц с его необузданным нравом ))
Он был бы красив, если б не чрезмерная бледность, впалость щек и если б не выражение какого-то необъяснимого озлобления на плотно сжатых губах.
Прямо как в классическом сентиментальном романе - бледный и мрачный отрицательный герой ))
Согласна, не способен. Да, была у него вспышка ярости, но он потом как жалел, что напугал Елену! Просто вспыльчивый такой, что и сам не рад бывает.
Андрусь Светилович произвёл на меня сильное впечатление. Почему-то к таким персонажам у меня какое-то особое нежное отношение с самого детства. И как же его там Короткевич описывает... Остаётся впечатление какой-то хрупкости, эфемерности, детской простоты и беззащитности... И как же жаль его, просто слов нет!
Вот фамилия у него интересная. Уж не от слова ли "светлый", "светить"?
читать дальше
Дуботовк сперва понравился, а потом, когда я узнала, что это он придумал весь этот спектакль с "дикой охотой" аж обидно стало. На автора обиделась, что он такого интересного шляхтича сделал таким негодяем )
Вот упоминается, что у Дуботовка он протрезвел и пил, не пьянея, а ведь всё-таки подействовал на него алкоголь, судя по тому, как он себя во время дуэли вёл. Ну не особо трезвая голова.
Вряд ли Ян Богуна стал так оплакивать. Или стал бы?
Так - не стал бы. Даже спьяну. Всё-таки у Белорецкого сдали нервы, между прочим, по вполне понятной причине. А у Яна и поединки были, да и он же воин, ему не привыкать. Пожалеть - конечно, пожалеет, и вполне искренне, но не будет он так вопить (не друга же убил, в самом деле).
Аж фанфик захотелось написать, свести их таки в поединке. Но мне их жалко ))
А книга чем-то ещё напомнила "Над Неманом" Ожешко )) Наверное, Белорецкий и Светилович в стремлениях своих немного похожи на Витольда Корчинского, но это уж моё субъективное мнение ))
Понравилось, несмотря на упомянутые минусы. Всё-таки люблю я белорусов!
Извините, если что не так я тут понаписала.
А что о художественном произведении "Не так" написать можно? Я очень рада, что его кто-то кроме меня прочел и оно даже еще и понравилось!))))
Всё-таки люблю я белорусов!
Белорецкий - статья отдельная )) Что-то вот не особо впечатлил он меня.
Да, в общем, меня тоже, если признаться. Мне не нравится его большое самомнение временами. Но он искренне, пусть не с первого взгляда, полюбил бедную девочку. Жизнью рисковал за нее. За это ему кое-что и извинить можно.
Аж фанфик захотелось написать, свести их таки в поединке. Но мне их жалко ))
А что? Интересная мысль! А там, глядишь, и помирим! У меня был вариант, пока в мыслях оставшийся (не поединка, но примирения), где сын Богуна на дочь Елешки и Яна заглядываться стал!)))))
в "Дикой охоте" изрядно сентиментальности присутствует, что не особо порадовало.
Ну, я, к стыду своему, человек чувствительный и где-то даже примитивный, поэтому меня она скорее радует.
Андрусь Светилович произвёл на меня сильное впечатление.
Правда, один момент всё подпортил, это когда Андрусь соглашается с Рыгором, что "панов надо уничтожать вместе с панятами". Хотя сильно сомневаюсь, что он способен на такое.
Вряд ли способен. Просто он романтик, как его отец, что одним махом от фамилии своей отказался, увидев, какими жестокими могут быть шляхтичи его рода.. Для постижения характера Светиловича, рекомендую прочитать о знакомстве его родителей. Есть у Короткевича маленькая повесть "Цыганский король". Не очень удачная, на мой взгляд, грубовато написанная, как будто примитивнее и циничнее этих жестоких панов не было на свете, но если не вдумываться в преувеличения - интересная.
Вот фамилия у него интересная. Уж не от слова ли "светлый", "светить"?
А в этом произведении много говорящих фамилий и названий. Болотные Ялины - как нечто мрачное и темное, Дуботовк - как дуб, старый, сильный, корнями вросший в свое, и еще и упертый донельзя, Ворона - ну, тут прямая аналогия с черным вороном, причем еще и с легкой насмешкой автора.
Я тоже, аж с самого детства
А любовь к белорусскому языку мне привила своими песнями Лика Ялинская (Анжелика Агурбаш).
А я послушала песни группы "Стары Ольса" (они ещё и "Ладью Отчаяния" читали!), язык очень понравился. Тоже хотела бы выучить, но пока некогда, а я ведь ещё польский учу
Мне не нравится его большое самомнение временами.
Да, мне тоже это не понравилось. Но так-то он неплохой, а что о себе много думает - так это для шляхтича как-то даже естественно ))
Но он искренне, пусть не с первого взгляда, полюбил бедную девочку. Жизнью рисковал за нее. За это ему кое-что и извинить можно.
Соглашусь, это большое дело.
А что? Интересная мысль! А там, глядишь, и помирим!
Я думала об этом, что если бы они подружились, крепкая была бы дружба. А ведь ещё Сенкевич упоминает, что Богуна кто-то спас в битве, какой-то знакомый шляхтич. Тут мыслей много может быть
Но всё-таки трудненько будет их помирить.
У меня был вариант, пока в мыслях оставшийся (не поединка, но примирения), где сын Богуна на дочь Елешки и Яна заглядываться стал!)))))
Ой, это было бы здорово ))
Ну, я, к стыду своему, человек чувствительный и где-то даже примитивный, поэтому меня она скорее радует.
Люди все разные, моя бабушка тоже любит сентиментальность ) Мне в детстве тоже нравились такие вещи, а потом на каком-то этапе я поняла, что не очень-то люблю сентиментальность.
Ещё тяжеловато было читать из-за социального конфликта. Как-то мне в последнее время стало тяжело читать о революциях и восстаниях... А в детстве нравилось, казалось романтичным. Сейчас понимаю, что это не так, что восстание - это много крови, слёз, а результат зачастую практически нулевой. Да и революция - тоже ничего хорошего...
Для постижения характера Светиловича, рекомендую прочитать о знакомстве его родителей. Есть у Короткевича маленькая повесть "Цыганский король".
Спасибо за совет, прочитаю.
Не очень удачная, на мой взгляд, грубовато написанная, как будто примитивнее и циничнее этих жестоких панов не было на свете
Время такое было, когда напропалую ругали всех без разбору панов и господ...
Вон оно что
Странно всё-таки это они придумали - выжить Надейку таким образом. Затратно (лошади дорогие наверняка), тяжело и коряво. Ну если только им сам процесс нравился - носиться на породистых конях по болоту, орать нечеловеческим голосом, чтобы их все боялись. Это уж похлеще светящейся собаки Баскервилей )))
Ещё впечатлило упоминание о рысях величиной с тигра в легенде )))
Бертрада, автор, похоже, Богуна однолюбом сделал. Ну захотелось ему драмы, что поделать!
Какой же Короткевич всё-таки разный!..
Для постижения характера Светиловича, рекомендую прочитать о знакомстве его родителей.
Ну, судя по времени действия "Цыганского короля" и "Дикой охоты", это, наверное, дедушка с бабушкой, а не родители.
Грубовато,грубовато. Чем паны так автору насолили - можно только гадать. Они здесь не просто жестокие, но примитивные какие-то.
это, наверное, дедушка с бабушкой, а не родители.
Возможно... Как-то не подумала об этом))))
Да, такое ощущение, что прямо личная неприязнь(или, может, на момент написания молодой был и впечатлительный). Ну ещё и время такое было - или ругать панов, или вообще о них не писать.
А "Чёрный замок Ольшанский" Короткевича читали?